СЕМИНАР «ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ РОССИИ»
Семинар под таким названием был проведен в Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия 20 января, в рамках выполнения утвержденного Правительством Республики Ингушетия графика проведения мероприятий на январь текущего года.
Участниками семинара явились сотрудники министерства, а основной докладчик семинара – заместитель министра Мадина Магометовна Цечоева.
Информация об итогах реформирования земельных отношений в России с 1765 года (с периода Генерального межевания) по настоящее время была представлена в виде презентации. При этом, просмотр слайдов и картографического материала, в том числе и 18-19 веков, который вызвал у присутствующих особый интерес.
Определение повышения благосостояния граждан и ускорение экономического роста на основе эффективности и рационального использования земельных ресурсов Российской Федерации и поиск оптимальных форм земельных отношений, обеспечивающих эффективность сельскохозяйственного производства были раскрыты в докладе – как главное назначение и цель проводимых земельных реформ.
Представленный анализ проблем, явившихся основой проведения реформ в разные периоды развития России показал, что краеугольный камень земельных отношений -собственность на землю и ни одна из реформ не смогла его комплексно решить, так как они проводились скачкообразно и поспешно.
Особо, докладчиком, был обозначен тезис последней земельной реформы 1991 года, который сводиться к решающей роли частной собственности на землю, систематизации земельного законодательства и созданию цивилизованного рынка земли.
Информация о функциях и периоде функционирования государственных учреждений России, участвовавших в регулировании земельных отношений с середины 16-го века по настоящее время, позволили слушателям проанализировать зависимость объема выполненных общегосударственных задач от периода функционирования учреждения (с Поместного приказа, просуществовавшего 150 лет до Росреестра (19-го (с учетом переименований) государственных учреждений последней земельной реформы).
Также, докладчиком была представлена небольшая историческая справка о таких реформаторах Российского государства как Петр I, Екатерина II, Александр II и Петр Аркадьевич Столыпин.
В целом, можно сказать, что цель семинара – изучить этапы развития земельных отношений в разные периоды становления Российского государства – была достигнута.
РЕФОРМЫ РОССИИ.
№№п/п | Дата проведения | Итоги реформы |
1 | 1765-1861годы | Генеральное межевание |
2 | 1861 год | Отмена крепостного права и предоставление крестьянам земли в общинную собственность на основе выкупа |
3 | 1906-1911годы(Столыпинская аграрная реформа) | Разрешение выхода крестьян из общиныи закрепление надела в частную собственность |
4 | 1917 год | Национализация земли |
5 | 1991 год | Денационализация земли и образование многообразия форм земельной собственности |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕФОРМЫ 1990-х годов.
Этапы | Период | ИТОГИ реформирования | Результаты |
1 –й этап – этап административного передела |
1990-1993гг. |
передача земель колхозов и совхозов в собственность всем работникам, проживающим на селе, т.е. ликвидация монополии государственной собственности на землю |
сформирован новый уклад хозяйствования – крестьянские фермерские хозяйства |
2-й этап |
1999-2002 гг. |
Осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизации посредством гарантирования прав и государственной регистрации |
Сделана первая попытка системного похода к проведению земельной реформы в России. Приняты основополагающие законодательные акты, направленные на формирование различных форм собственности на землю, активизацию оборота земельных участков, повышение эффективности использования земельных ресурсов: Земельный кодекс РФ, ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», О разграничении государственной собственности на землю», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О землеустройстве», «О земельном кадастре», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в которых были сформированы важнейшие принципы земельной политики. |
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИИ,
ВЫПОЛНЯВШИЕ ФУНКЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Наименование учреждения | Период функционирования | Функции |
1. ПОМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ |
150 лет –с середины 16 века до 1721 года | комплекс работ в области землеустройства, учета земель, установления их границ и качества, а также оформление прав на них |
2.ВОТЧИННАЯ КОЛЛЕГИЯ |
34 года-с 1720 по 1754 годы | регулировало целый комплекс работ в области землеустройства, учета земель, установления их границ и качества, а также оформление прав на них. |
3.ГЛАВНАЯ МЕЖЕВАЯ КАЦЕЛЯРИЯ , СЕНАТ, МЕЖЕВАЯ ЧАСТЬ,МЕЖЕВАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ |
12 летс 1753 по 1765 годы | регулирование рынка земли |
4.МЕЖЕВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ при СЕНАТЕ |
96 летс1764 по1860годы | высшая судебная инстанция по межевым делам, была наделена соответствующими правами и властью |
5.МЕЖЕВОЕ ВЕДОМСТВО и МИНИСТЕРСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИМУЩЕСТВ |
45 летс 1861 по 1906 годы | для реализации экономических методов стимулирования рынка земли путем выдачи крестьянам правительственных ссуд для выкупа земель и помещиков |
5.ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА И ЗЕМЛЕДЕЛИЯ и учрежден Комитет по землеустроительным делам |
10 летс 1907 по 1917 год | организация крупномасштабной земельной реформы « Столыпинской», координация деятельности всех государственных регулирующих органов, действующих на рынке земли |
6.МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА |
73 года с 1917 по 1990 годы |
регулирование вопросов землеустройства и землепользования |
ГОСКОМЗЕМ РСФСР |
1 год 1991 год |
государственное регулирование рынка земли и недвижимости |
7.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РСФСР ПО ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ И ПОДДЕРЖКЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ ) ХОЗЯЙСТВ |
5 месяцев с июля по ноябрь 1991 года |
государственное регулирование рынка земли и недвижимости |
8.КОМИТЕТ ПО ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ И ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ при ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ |
2 года 1 месяц с декабря 1991 года по 1993 год |
государственное регулирование рынка земли и недвижимости |
9.РОСКОМЗЕМ |
2 года с 1994 по 1995 годы |
государственное регулирование рынка земли и недвижимости |
10.ГОСКОМЗЕМ |
2 года 4 месяца с 1996 по апрель1998 года |
государственное регулирование рынка земли и недвижимости |
11.МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ,СТРОИТЕЛЬСТВУ и ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ |
5 месяцев с мая по август 1998 года |
государственное регулирование рынка земли и недвижимости |
12.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
2 месяца с сентября по октябрь 1998 года |
государственное регулирование рынка земли и недвижимости |
13.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ |
2 года 2 месяца с октября 1998 года по 2000 год |
государственное регулирование рынка земли и недвижимости |
14.ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА (РОСЗЕМКАДАСТР) |
3 года с 2001 по 2003 годы |
государственное регулирование рынка земли и недвижимости |
15.ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО КАДАСТРА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ |
5 лет с 2004 по 2008 годы |
государственное регулирование рынка земли и недвижимости |
16.ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ |
5 лет с 2009 года по настоящее время (2013 год) |
государственное регулирование рынка земли и недвижимости |